вторник, 23 июня 2015 г.

Радиоприёмник

Моё детство пришлось на время, когда не то что интернета - компьютеров в обычных семьях не было. Тогда восприятие поступающей извне информации и отношение к ней значительно отличалось от теперешнего. Сейчас, когда её объём и разнообразие ограничивается лишь фантазией при забивании строки поиска, многие забыли, как по крупицам собирали всё новое и интересное из книг, журналов и с жадностью вслушивались в радиопередачи, переходя от станции к станции в плотно забитой сетке эфирного вещания...


В моём детстве главным окном в мир был всеволновый вещательный радиоприёмник, списанный у отца на работе. Жили мы небогато, музыкой родители особо не интересовались. Поэтому с высококачественными тюнерами и стереофоническим вещанием я познакомился уже будучи взрослым. Но тогда я даже не задумывался о том, что может быть что-нибудь лучше этого тяжёлого металлического аппарата с вокзальным громкоговорителем вместо акустической системы.. Ведь он принимал короткие волны, аж целых 4 поддиапазона!


Вечерами я включал его и крутил ручку настройки. Когда проходимость была хорошей, можно было услышать десятки разных станций! Поворот ручки на пару градусов - и вот уже один голос сменяется другим, следующий - какой-то причудливой музыкой, затем - отчётливые, но непонятные звенящие звуки каких-то там радиомаяков. Большинство передач в попадались русскоязычные, но полно было и других языков - от немного знакомого английского до полной тарабарщины. Разные языки - разные голоса, разные интонации... Переходя от одной станции к другой, я представлял, что путешествую по этим странам. Часто я даже не вслушивался в то, что вещала та или иная станция. Меня просто сильно впечатляло и казалось реальным чудом то, что можно вот так вот, сидя дома или в любом другом месте слышать голоса людей, находящихся за сотни и тысячи километров от твоего приёмника, без проводов или какой-либо ещё видимой связи. И даже сейчас, когда я стал радиоинженером и почти досконально знаю всю технику и физику передачи радиосигнала, мне это иногда кажется чудом.

Не так давно я вспомнил одну свою детскую мечту. Так, как многие сейчас мечтают о планшетах и компьютерах, я хотел иметь хороший переносной радиоприёмник на батарейках. Я представлял, что когда-нибудь отправлюсь в большой поход или экспедицию, прихватив, конечно же, его с собой. И, оказавшись где-нибудь в тайге, в горах или на острове, за тысячи километров от цивилизации, вечером, у костра достану его, вытяну антенну, включу и... вместе со своими спутниками внимательно буду слушать, что тем временем происходит в мире.

Погрузившись в эти размышления, я вдруг понял, что вот оно - самое время осуществить детскую мечту! Казалось бы, с одной стороны, это - не более чем мечта, не несущая никакого осмысленного обоснования. Ведь все сверхмощные Российские радиостанции, принимаемые в любой точке Мира, прекратили вещание. Да и вообще - нынче эпоха интернет-вещания, когда можно в бесконечном множестве, с высоким качеством и без помех выбрать себе любой канал под любое настроение и по интересам. Это с одной стороны, а с другой - вспомните, как чаще всего мы используем интернет радио? Сначала ищем, что бы нам такой послушать, параллельно заглядывая в почту и социальные сети, затем страница радио, пестрящая рекламой... И, в конце концов, во многих случаях - заранее известный плейлист.
То ли дело - эфир.

Решено. Для начала мне нужен радиоприёмник, который я поставлю на кухню и буду слушать утром за завтраком или когда буду готовить. После некоторых поисков нашёлся именно такой, как и предполагалось - отлично вписавшийся в интерьер кухни, оформленной в тёплых тонах, импортный, на батарейках, годов 80-х - 90-х, отлично звучащий.

Слушать за завтраком и за ужином радио стало привычкой. Поначалу я было расстроился - казалось, контент в современном эфире оставляет желать лучшего. Однако со временем мне удалось всё же выделить пару станций с действительно хорошей музыкой и весьма интересными разговорными передачами. Да, мне хотелось найти именно такое радио, где будет много интересных радиопостановок и диалогов с гостями, или как сейчас говорят "разговорное радио". И, среди попсы, блатняка и рекламы такое нашлось.

И вот - новая страсть. Проникшись прелестями эфирного радиовещания и компактных радиоприёмников я захотел себе настоящий - ламповый приёмник! Желательно радиолу. И после недолгих поисков она нашлась. Ригонда 102.
Первое, с чего я начал, когда её привезли - с большой чистки. Выгрести оттуда сорокалетнюю пыль (к счастью только пыль, без насекомых и растений) заняло пару часов. В процессе этого я сильно сглупил, не догадавшись извлечь шасси целиком, что, как я понял позже, делалось очень легко. В результате я вынужден был облазить пылесосом все углы внутреннего монтажа.

И вот подготовительные работы закончены. Приёмник почти сияет - специально выбирал такой, чтоб состояние получше было - ткань цела, все ручки на месте, сколок на полировке нет. Волнительный момент - включаю. Дым не идёт. Несколько секунд - греются лампы - в динамике появляется характерный шум эфира. И вот я уже кручу настройку. Шкала светится тёплым светом накальной лампы. УКВ - здесь всё понятно. Скорее, скорее на короткие волны, как там сейчас? Переключаю. За пол-оборота ручки мимо тебя, кажется, проносится десяток радиостанций! Этот хорошо известный каждому, но давно забытый характерный звук настройки приёмника. С каким удовольствием я слышал его снова!

И, почти как в те времена - чуть меньше, но всё равно целый мир. Гнусавые, тараторящие, грозные или сонные; монотонный и выразительные речи на разных языках. Как и раньше - больше на русском. И музыка. И что-то ещё, тонущее в шуме, и оттого ещё больше кажущееся чем-то очень важным. Вглядываясь в шкалу, я крутил настройку и снова, как и тогда - в детстве - мысленно нёсся по радиоволнам через весь Мир...

1 комментарий:

Виктор Panics комментирует...

Комментарий